В этой заметке представляю СКК (спортивно-концертный комплекс) «Петербургский» и его историю. Тема родилась спонтанно, но прорабатывалась больше месяца. Как это произошло, узнаете далее по тексту.
Я с ужасом услышала весть о сносе всемирно известного спортивно-концертного комплекса «Петербургский». Со слезами и болью в сердце смотрела видеоролики о происходящих событиях 31 января 2020 года.
Трагическая утрата бриллианта архитектуры советского неоконструктивизма потрясла меня. Прошло уже больше месяца с того памятного дня, а я все еще не оправилась от полученного шока.
Активисты города не прекращают борьбу за СКК, и надеются спасти этот памятник истории и архитектуры. А вот соответствующие органы не хотят признать таковым и запретить дальнейшее разорение останков здания.
Все неравнодушные примыкают к движению защиты нашей истории. Например, вступают в группу ВКонтакте «Сквер у СКК», высказывают свое мнение и вносят посильную лепту в наше общее дело.
Посмотрите на отредактированную после трагических событий статью об этом сооружении в известной всем Википедии:
Изначально статья была чисто информационной и познавательной. После редакции приобрела траурные нотки. Сейчас информация про СКК вселяет печаль в сердца ленинградцев и тех, кто не понаслышке знаком с этим архитектурным ансамблем.
Даже те, кто родился и вырос в постсоветское время в Петербурге, с горечью говорят о событии последнего январского дня 2020 года.
История СКК от замысла до закрытия
В начале шестидесятых возникла необходимость в большом крытом манеже. Существующие в то время спортивные и концертные площадки уже не удовлетворяли требованиям советского народа.
Началось проектирование грандиозного по тем временам сооружения универсального использования. Девизом комсомольцев шестидесятых была фраза: «Нам все по плечу». С этими словами советская молодежь добровольно отправлялась на стройки века.
Страна строилась и возрождалась на энтузиазме и патриотизме комсомольцев по заданиям партии и правительства. На этой же ноте началось проектирование будущего бриллианта советской архитектуры.
Молодые талантливые архитекторы с энтузиазмом свободного человека взялись за работу. Возглавляли этот проект:
- Н. В. Баранов,
- И. М. Чайко,
- Ю. А. Елисеев,
- О. А. Курбатов.
В сентябре 1967 года в рекордно сжатые сроки на Петроградской стороне построили прототип будущего СКК – Дворец Спорта. Впоследствии он получил название «Юбилейный» в честь пятидесятилетия Октябрьской революции. Здесь расположилась экспериментальная площадка для опробования «проектировки с колес» уникальной вантовой кровли.
Этот комплекс вмещает в себя 6 тысяч зрителей. Для «Олимпиады 80» требовалось более вместительное сооружение. Работы по проектированию продолжились с учетом масштабности.
Для строительства выбрали удачное место между Кузнецовской улицей, Нарынским проспектом, Бассейной и безымянным проездом. Еще в тридцатых годах двадцатого века на месте пустыря планировалось воздвигнуть так называемую сталинскую высотку. Даже расчистили площадку под застройку.
С началом Великой Отечественной войны работы свернули, а со смертью Сталина и вовсе прекратили. Подготовленная территория просила строительства грандиозного сооружения, что сыграло немаловажную роль в выборе места для будущего комплекса.
Главный вход в здание запланировали напротив Аллеи Славы в Парке Победы. Таким образом, ансамбль будущего СКК органично вписывался в ландшафт. Являясь продолжением парка, расширял зону массового отдыха горожан и гостей культурной столицы нашей Родины.
В 1969 году началось строительство комплекса. Спроектировали его на 25 тысяч зрителей. Площадь сооружения составила пятьдесят тысяч квадратных метров. Высоту основной части запланировали в сорок метров, а диаметр кровли (мембраны) в сто шестьдесят.
Строительство длилось 10 лет, и к концу 1979 года завершилось. 29 декабря зарегистрировали акт о сдаче объекта. Но о вводе в эксплуатацию здания документ подписали лишь через месяц 31 января 1980 года.
Официальное открытие комплекса свершилось лишь в мае 1980 перед олимпиадой в Москве. С этого момента началась активная жизнь СКК. Сколько в его стенах прошло различных спортивных и развлекательных мероприятий, перечислить в одной статье невозможно.
Чемпион СССР 1984 года в составе «Зенита» Николай Воробьев вспоминает:
На этой площадке было тяжело играть. Каждое падение было болезненным, так как покрытие поля было жестким. Мы получали значительные ссадины, которые долго не заживали. Зато эмоциональный накал на каждой игре был максимально положительным и особенным ввиду небывалой близости к полю болельщиков. На всю жизнь запомнилась каждая игра, проведенная на этом поле.
Н. Воробьев.
Здесь футбольная команда «Зенит» в 1984 году обыграла харьковский «Металлист» со счетом 4:1, впервые став чемпионом СССР по футболу. Всего «Зенит» провел в СКК шестьдесят два матча.
В СКК проводились различные музыкальные и танцевальные фестивали. Устраивались международные выставки и ярмарки. Например, в постсоветское время в круговом фойе второго яруса проходила регулярная ярмарка меховых изделий. Различные конгрессы тоже проводились в здании СКК.
Кроме различных спортивных мероприятий, в комплексе проходили и грандиозные концерты мировых звезд эстрады. В таблице ниже приведены примеры, кто давал концерты на этой площадке.
Статус | Имя |
---|---|
Эстрадный певец | Демис Русос |
Эстрадный певец | Хулио Иглесиас |
Эстрадный певец | Алла Пугачева |
Эстрадный певец | Валерий Леонтьев |
Эстрадный певец | Юрий Антонов |
Рок-группа | «Кино» |
Рок-группа | «Алиса» |
Рок-группа | ДДТ |
Рок-группа | Black Sabbath |
Рок-группа | Scorpions |
Рок-группа | Roger Waters |
Рок-группа | Depeche Mode |
В таблицу вошли не все артисты и музыкальные коллективы, пользующиеся успехом на сцене СКК. Их было гораздо больше. Со всего мира съезжались сюда представители искусства, и не только музыкального.
Организовывали и детские мероприятия. К примеру, мой сын в начальной школе ходил с классом на Новогоднее представление по бесплатным билетам от мэрии.
В августе 2019 года комплекс закрыли для посетителей. Начались различные изыскания на предмет выявления аварийности здания и подготовки его к реконструкции. Речи о сносе не было и заявок на строительные и ремонтные работы не подавалось.
Как и почему произошла трагедия обрушения СКК
Комплекс изначально был убыточным объектом. Министерство спорта России решило передать здание для приватизации. Власти Санкт-Петербурга выступили против этого и в 2016 году добились передачи СКК из федеральной собственности в региональную.
С 2017 года начались дискуссии о капитальной реконструкции или о полном сносе комплекса и постройке на этом месте нового объекта. В августе 2019 состоялось последнее мероприятие. Это был концерт Дженнифер Лопес. После этого комплекс полностью закрыли для посетителей.
Власти города стали искать спонсора для реконструкции этого объекта. В сентябре 2019 года объявили конкурс на проект по восстановлению здания с внешней узнаваемостью объекта и сохранением зеленой зоны вокруг.
Один из координаторов движения по защите СКК и сквера вокруг него рассказывает в интервью, как возникло это движение:
В мае один наш человек посетил Петербургский международный экономический форум, где увидел макет застройки этого квартала, как готовое принятое решение, представленное на международном уровне.
В июне проходили слушания по изменениям генплана по застройке рекреационных зон и перевод их для жилой и деловой застройки. Мы присутствовали на этих слушаниях и предлагали ряд поправок.
Глава комитета по строительству и архитектуре Григорьев с трибуны заявлял нам, что «Мы ничего не знаем, и нет никаких планов застройки». А на его столе уже лежал подписанный документ с поправкой в генплан, поданный главой комитета по инвестициям о переводе этой зоны из рекреационной в жилую и деловую застройку. Таким образом, он (Григорьев) не только знал, а врал нам публично на камеру.
За две недели до объявления конкурса организации, состоявшей из одного человека, аффилированной с клубом СКА, был выдан ордер на работы во всем квартале и обнесении забором всей территории. Одновременно с этим правительство города на своем официальном сайте одного из комитетов говорит, что инвестором начаты работы вокруг СКК по реконструкции. Это притом, что само же правительство объявило и еще не закончило конкурс…
Группа активистов объединила единомышленников и неравнодушных горожан в движение по защите территории и самого здания. Стали проводиться митинги протеста и законные мероприятия по борьбе с беспределом правительства города и олигархов от «СКА Арена», которые подписали концессионный договор.
Заявки архитекторов города и активистов движения по защите СКК в комитет по охране памятников культуры и архитектуры о присвоении комплексу статуса выявленного памятника незаконно отклонялись с различными отговорками.
Главная причина отказа – отсылка на законодательство, по которой такой статус присваивается зданию возрастом не менее сорока лет с момента ввода в эксплуатацию.
По официальным документам такой срок наступал 31 января 2020 года. Концессионер «СКА Арена» не заинтересован в сохранении уникального здания. Он непременно хочет построить на этом месте новую ледовую арену, которая станет самой большой в мире.
«СК Прайд» с утра 31 января по негласному распоряжению концессионера подтягивает технику на огражденную территорию. Собрались и различные репортеры всевозможных СМИ.
Но, не дождавшись оглашения информации о планах и начала работ, большинство журналистов уехало с объекта. На месте остались только специалисты интернет-газеты «Фонтанка.ру», которые получили разрешение на съемку с квадрокоптера и вели прямой репортаж с места событий.
В 12:30 двое рабочих в строительной люльке с помощью телескопического крана поднялись к железобетонному кольцу, к которому крепятся ванты. Их задача – срезать эти крепления газосваркой. Репортеры получили согласие на установку камеры на каску одного из рабочих. И мы можем увидеть, в каких условиях работают наверху.
При последующей транскрибации диалога рабочих с начальством, мы узнаем, что нарушены все мыслимые и немыслимые нормы техники безопасности работ на высоте.
Газосварщика просто заставили выйти из люльки. Не имея достаточной длины троса, специалист работал на высоте без элементарной страховки. Что и привело к гибели этого молодого парня.
Помимо камеры на каске рабочего, в небо над объектом запустили квадрокоптер, который снимал все происходящее с воздуха. Эта запись не позволила все случившееся списать на аварийность здания: «оно оказалось более ветхим, чем рассчитывали, и рухнуло само».
В 14:26 срезали девятый вант. Рабочие заметили, что здание ощутимо трещит и может «сложиться». Несмотря на это, работы продолжаются. Ванты срезают подряд с одной стороны.
Даже не являясь специалистом, зрители прямой трансляции с места событий предполагают, что такой бездарный демонтаж мембраны приведет к неконтролируемому обрушению всего здания.
Складывается впечатление, что к работам приступили без предварительной подготовки, т. е. не рассчитывали проект по безопасному демонтажу уникальной кровли для сохранения здания и ремонта/замены «аварийной» мембраны. Приходит на ум мысль, что работы производились с целью быстро, до 1 февраля, сравнять комплекс с землей.
На видео мы можем наблюдать, что в том секторе, где велась срезка вант, на кровлю загодя выставили многочисленные мешки со строительным мусором для утяжеления мембраны и увеличения нагрузки на бетонное кольцо. Отсюда следует вывод, что обрушение запланировали, и ни о какой реконструкции изначально не шло речи у концессионера.
В 14:48 монолитное бетонное кольцо не выдержало нагрузки, и здание сложилось, как карточный домик. Газосварщик находился в тот момент далеко от строительной люльки.
Вспомним, что он не пристегнут страховочным тросом. Рабочий не успел добежать до напарника и спасения, и вместе с рухнувшим кольцом полетел под обломки. А ему было всего двадцать девять.
Когда осела пыль, вызвали МЧС Петербурга. Наряды спасателей оценивали состояние остатков строения на предмет дальнейшего обрушения. Спасатели занялись поисками погибшего человека.
Работы МЧС продолжались до позднего вечера. К 23:00 местные жители стали приносить к забору свечи и цветы. Все были в шоке от случившегося. Жители прилегающих кварталов спонтанно стали собираться на месте трагедии.
В последующие дни на стихийных митингах выступали и простые жители района, и инженеры строители, и активисты движения защиты комплекса. Все как один, высказывали предположение, что обрушение СКК – настоящая диверсия.
На этом история комплекса еще не закончилась. Он оказался «живее всех живых», и продолжает сопротивляться варварскому и вандальному сносу. Как это происходит, читайте далее.
Борьба за СКК продолжается
Битва за спасение СКК и прилежащей зеленой территории продолжается и после обрушения. Митинги в защиту СКК проходят регулярно. Пишутся различные запросы, заявления и ходатайства в инстанции города с требованием сохранения рекреационной зоны вокруг развалин и восстановления непризнанного еще памятника культуры и архитектуры.
Все неравнодушные не теряют надежды в спасении важного объекта нашей истории и настроены оптимистически, вне зависимости от действий властей города. Продолжается сбор подписей под петициями и заявлениями в различные инстанции.
«Мы верим в нашу победу, и СКК, пусть и посмертно, будет занесен в госреестр памятников истории и культуры» – говорят неравнодушные горожане, – «мы не сдадимся и будем стоять до конца за наш СКК».
Спустя неделю после трагедии на одной из плановых учебных лекций доцент Государственного Архитектурно-Строительного Университета Антон Смирнов посвятил памяти СКК 10 минут учебного времени. Началась лекция словами:
«Произошли чудовищные события, о которых хотелось упомянуть, потому что вы – люди инженерного мира и не можете стоять в стороне от происходящего в нашем городе.
31 января был варварски изуродован, обрушен памятник, не формально, а фактически памятник советской архитектуры – уникальное сооружение. Проектировалось оно и строилось двенадцать лет. И слава Богу, аналог этого сооружения остался жив.
Проект оказался настолько дорогим, что в Советском Союзе, в Ленинграде не хватило денег на реализацию. Представляете, какой бриллиант дорогостоящий погубили? Стройка была заморожена. И только в семьдесят втором году мы видим по сохранившимся историческим кадрам, что была возведена знаменитая круговая галерея с монолитным бетонным кольцом.
В семьдесят девятом объект был сдан. И то, что он был не сразу после сдачи принят в эксплуатацию, его и погубило…
Все, что произошло неделю назад, сделано незаконно, преступно. Никаких документов на снос и на проведение работ не было…
Говорят, что в окна своих квартир смотрели архитекторы и чертежники, которым тогда было тридцать, а сейчас им семьдесят. И на их глазах все это рушилось.
Я разговаривал с архитектором Ниной Владимировной Семеновой, которая проектировала на Площади Победы Мемориал подвигу советских воинов. Он был открыт в 75 году. Ее подруги участвовали в проектировании СКК. Сейчас им 65 – 70 лет. Они живут рядом с ним, потому смотрели в окна, как уродуют и убивают их дитя…
От вас, как от граждан России, зависит, получит ли это здание хоть посмертно статус памятника. В таком случае дальнейший демонтаж будет остановлен. И возможно, это единственный ключ, чтобы его как-либо сохранили или воссоздали. Если этого не произойдет, мы потеряем его уже навсегда и безвозвратно.
И в заключение скажу, что даже в Париже в 1988 году к столетию Эйфелевой башни устроили конкурс инженерных сооружений двадцатого века. И наряду с несколькими другими СКК был признан одним из лучших, наиболее гениальных в техническом плане сооружений. Его ценили и знали даже на Западе…»
Представила для вас подборку комментариев, оставленных под записью обращения к студентам, будущим инженерам-строителям:
Несмотря на трагическую утрату 80% уникальнейшего здания, второго февраля 2020 года президент Союза Архитекторов Санкт-Петербурга Олег Сергеевич Романов совместно с городским отделением ВООПИиК в очередной раз подал заявление в КГИОП Санкт-Петербурга на включение СКК в перечень выявленных объектов культурного наследия.
Борьба за наш СКК продолжается. Не будьте равнодушными, присоединяйтесь к движению защиты памятников и зеленых зон города. Сегодня незаконно обрушили СКК, завтра снесут что-то дорогое для жителей твоего города.
Вместе мы сможем защитить культурное и историческое наследие предков и уберечь Родину от разграбления и унижения. Сохраним Россию для наших детей и внуков.
Спустя год после сноса
СКК «Петербургский» снесли вместе с фундаментом, воспользовавшись жесткой самоизоляцией в связи с пандемией. Все митинги, собрания и прочие массовые мероприятия строго запрещены, чем и воспользовался концессионер «СКА Арена».
За глухим забором круглосуточно велись работы по демонтажу остатков здания и вывозу строительного мусора с территории в неизвестном направлении. Никаких разрешений на подобные работы соответствующие организации никому не представляли.
1 марта 2021 года РБК Петербург сообщает о выдаче положительного заключения по проекту строительства хоккейного стадиона Главгосэкспертизой России.
Государственная экспертиза подтвердила конструктивную надежность принятых проектных решений, а также дальнейшую безопасность эксплуатации здания.
Генеральный директор компании «ГОРКА» Алексей Сидоренков.
Ранее РБК Петербург сообщил, что ради реализации проекта и строительства новой ледовой арены вносятся изменения в Правила землепользования и застройки Петербурга.
Здание «СКА Арены» планируется значительно выше бывшего комплекса. Высота нового стадиона составит 53,7 метра. Это позволяет концессионеру вести уплотнительную жилую застройку прилегающей территории.
Мое заключение
В заметке я познакомила вас с историей СКК «Петербургский». Рассказала, как строился спортивно-концертный комплекс, какие мероприятия проходили в этом здании, и как мы утратили бриллиант архитектуры советского неоконструктивизма.
Грандиозное сооружение работало без малого сорок лет. Стоять ему и еще столько, если бы не диверсия, устроенная под видом реконструкции уникальной мембранной кровли. Очень жаль, что власти не ценят достижения российских архитекторов в угоду получению сверхприбыли.
Здание варварски снесли и стерли с лица нашего города. На этом месте планируется строительство новой ледовой арены. Но никто не думает о воссоздании редчайшего перекрытия и внешнего сходства с предшественником. Таким образом, мы утратили, хоть и не признанный официально, памятник советской архитектуры.
________________________________
Если у вас есть интересная информация на поднятую тему, обсудим в комментарии. А если заметка была интересной, поделитесь с друзьями в соц. сетях.
Оставить комментарий