В этой заметке вам будут представлены история и интерьеры Строгановского дворца. Вы окунетесь в восемнадцатый век, в елизаветинские времена. Увидите глазами уже знакомой нам пары молодых людей всю прелесть растреллевского барокко и шедевры Воронихина.
Так мы перешли ко второй части обзора величайшего в мире музейного комплекса – Государственного Русского музея. В этой заметке я расскажу вам о первом расширении, а именно о присоединении к музею дворца Строгановых.
Вы узнаете, чем прославился этот русский род, как получил дворянский титул, что его представители дали нашему государству. Думаю, вам интересно, почему именно Строгановский дворец – этот интересный родовой дом был удостоен чести войти в состав Русского музея.
Как и в первой части, рассказ пойдет от лица, выдуманных мною, литературных героев. Надеюсь, вам понравилась предыдущая экскурсия, проведенная Артемом. Если это так, то усаживайтесь удобней и погружайтесь в повествование, переживая историю вместе с моими героями.
Сборы на экскурсию в Строгановский дворец
Проснувшись, Людмила сладко потянулась и решила еще немного понежиться в постели, ведь у нее сегодня выходной.
– Позвонить Артему что ли? – подумала она. – В прошлую встречу он обещал продолжить рассказ об истории Русского музея. Может, сегодня получится услышать его?
Девушке очень понравилась, устроенная Артемом, своеобразная экскурсия по первоначальным владениям этого, известного во всем мире, музея. Пешая прогулка по Михайловскому саду с его аккуратными аллеями и вековыми деревьями умиротворяла и настраивала на лирический лад.
Не смотря на то, что изначально Людмилу интересовала лишь история города, в который она приехала около трех лет назад, девушка все больше осознавала, что и сам Артем был ей весьма симпатичен. Мила прикрыла глаза и представила молодого человека, его тонкие, будто выточенные, черты лица, мягкий бархатный голос и доброжелательную улыбку.
Ее размышления прервал телефонный звонок. На дисплее смартфона отображалась надпись – Артем.
– Ого! И снова мысли он читает, – подумала девушка и, поднеся к уху гаджет, ответила на вызов. – Привет, Артем. Ты не поверишь, сама хотела позвонить.
– Приветик, Мил, я позвонил бы раньше. Под негой дал тебе побыть, – ответил молодой человек на приветствие. – Ну что, готова ль ты сегодня услышать далее рассказ? Ведь я тебе тогда дал слово… Музей же ожидает нас.
– Ну… Подожди, я ведь только проснулась. Мне надо время, чтобы позавтракать и привести себя в порядок. Да и домашние дела сами не переделаются... А куда мы идем сегодня, если не секрет?
– Ты когда-нибудь пробовала бефстроганов?
– Да, очень вкусное блюдо. Когда отдыхала с родителями в Сочи, очень часто заказывала его в прибрежном ресторанчике. Мне название понравилось, да и само блюдо – объедение!
– Так вот, мы сегодня идем во дворец, на обеденных столах которого и появилось впервые это блюдо. Мы посетим дом рода Строгановых, иначе – Строгановский дворец.
Людмила уже встала с постели и, придерживая плечом смартфон у уха, перебирала в шкафу одежду, мысленно готовясь к встрече с молодым человеком и новой историей про великий город.
– Замечательно! Уверена, что сегодняшняя прогулка будет не менее интересной, чем в прошлый раз, – восхищенно ответила девушка на сообщение цели предстоящей экскурсии. – Где и когда встречаемся?
– Удобнее всего начать наше путешествие у станции метро Адмиралтейская, – ответил Артем на вопрос подруги. – А вот когда, решать тебе. Я же не знаю, сколько нужно времени, чтобы ты успела разобраться с домашними делами, собраться и доехать до места. Кстати, на счет завтрака… Может, при встрече перекусим вместе перед длительной прогулкой? У метро есть уютная кофейня, где мы могли бы попить кофе.
– Отлично! Тогда встретимся часа в три, если ты не против.
– Договорились. Жду тебя в Кофейне №1 в 15:00. Она находится в Кирпичном переулке справа от выхода из метро.
– Я знаю ее. И кофе там отличный. До встречи за чашечкой горячего шоколада, – улыбаясь своим мыслям, ответила Людмила.
Положив телефон на стол, девушка по привычке выглянула в окно, чтобы определиться с погодой. Все же на дворе уже глубокая осень. В этом году ноябрь, вопреки всем канонам петербургской осени, был сухим и необыкновенно теплым. Вот и сегодня стояла солнечная погода, располагающая к пешим прогулкам, как по заказу.
Немного полюбовавшись видом из окна, Людмила оделась и с воодушевлением от предстоящей встречи занялась домашними делами, на которые вечно не хватало времени в рабочие и учебные дни. Время за работой пролетело незаметно, и, когда девушка присела передохнуть, на часах пробило два часа пополудни.
Быстро подобрав одежду по погоде и соответствующую походу в музей, дворец, театр или ресторан, Мила переоделась, сделала незатейливую, но оригинальную прическу и вышла из дома. К метро девушка почти бежала, горя нетерпением.
И вот она уже выходит из подземки и оказывается в Кирпичном переулке. Здесь, как всегда, не многолюдно, хоть и создается ощущение толпы из-за малой ширины проезжей части и тротуаров. Девушка повернула направо и через пару десятков шагов оказалась у входа в кофейню, в которой была назначена встреча.
Войдя в помещение, Людмила огляделась. За столиком у окна она увидела Артема, внимательно читающего какую-то брошюру. Девушка подошла и тихо села напротив молодого человека, ожидая, когда тот оторвется от чтения и заметит свою подругу.
В этот момент к столику подошел официант и поинтересовался заказом. Артем поднял глаза и заметил Милу, сидящую напротив.
– Ты давно пришла? – спросил он извиняющимся тоном. – Я не слышал, как ты присела за столик.
– Нет. Пару минут всего наблюдаю, как ты читаешь, – улыбаясь, ответила девушка.
Молодой человек сделал заказ официанту и грустно вздохнул. Пока ожидали горячий шоколад и мороженое, Артем, как всегда, спонтанно начал свой рассказ.
История рода Строгановых
– Итак, начну с того, что к концу двадцатого века Русский музей Александра Третьего – это уже не просто музей, вобравший в себе уникальную коллекцию картин, скульптур и иконописи, а один из авторитетных музейных комплексов мира. В нем работают профессиональные реставраторы, ведутся научно-исследовательские работы. Благодаря всем этим специалистам сегодня мы можем лицезреть многие экспонаты, которые, казалось бы, уже утрачены навсегда.
– Это предисловие к предстоящей экскурсии? – спросила девушка.
– Ну а чего время терять? Идти нам недалеко, а рассказать мне предстоит немало, – улыбаясь, ответил Артем. – Пока ты поглощаешь мороженое с шоколадом, я начну свое повествование…
На государственном уровне решается вопрос о необходимости сохранения многих дворцов, как памятников архитектуры, и как национальное наследие. Одним из таких великолепных произведений архитектуры является Строгановский дворец, который присоединили к Государственному Русскому музею в 1988 году. К нему мы сегодня и направимся…
За чашечкой кофе Артем рассказывал не спеша, с паузами, потому к тому моменту, когда Людмила съела свою порцию мороженого, далеко в повествовании молодой человек не продвинулся. Расплатившись с официантом, парочка вышла из кофейни и направилась к набережной Мойки.
Пересекая Большую Морскую, Мила увидела слева от себя знакомое здание.
– Ой, а это универ, в котором я учусь, – промолвила девушка с удивлением. – Здесь остался лишь административный корпус, потому я тут очень редко бываю и подхожу к зданию с другой стороны.
– Который из двух? Технологии и дизайна или «Бонч»? – спросил Артем свою спутницу. – Наверное, все же тебе ближе по духу дизайн.
– Нет, как раз наоборот, мне ближе и интересней электротехника и телекоммуникации, – улыбаясь, ответила Людмила.
Тем временем они вышли на набережную.
– А вон там, за рекой я учусь, – так же с улыбкой сказал молодой человек, указывая рукой на противоположный берег Мойки.
– В «Герцена»? Дай угадаю. Вероятно, ты будешь преподавателем истории.
– А вот и не угадала. Я изучаю географию. А история, в частности история моего родного города – это мое хобби. Но мы несколько отвлеклись…
За этим разговором парочка уже подходила к Зеленому мосту. Артем протянул руку в направлении перекрестка Невского проспекта и противоположной набережной реки Мойки.
– А вот и цель нашей экскурсии. Видишь вон то красивое здание на углу? Это и есть Строгановский дворец. Он возведен в стиле барокко в 1753-1754 годах по проекту придворного зодчего Елизаветы Петровны – Франческо Бартоломео Растрелли.
– Дворец и вправду великолепен! Да и место такое отменное – с одной стороны Невский проспект, с другой – набережная Мойки с пристанью…
– Да. Дом и правда выглядит шикарно. Жаль, что такую красоту прохожие по большей части совсем не замечают. Уверен, что и ты, проходя мимо, ни разу не обратила на него внимания.
– Стыдно признаться, но ты прав. Как говорится, большое видится на расстоянии.
Молодые люди уже подошли к Невскому проспекту. Артем остановился, разглядывая дворец издали. Потом взял Милу за руку и аккуратно перевел ее через проезжую часть набережной к самой ограде.
– Давай пока здесь постоим и внимательней рассмотрим всю прелесть этого здания.
Выбор такого прекрасного места, уступающего по помпезности, пожалуй, лишь Дворцовой набережной, а также привлечение к строительству выдающегося зодчего, говорит о том, что заказчик такого строительства был весьма богат и приближен к царскому двору.
Род Строгановых, которому принадлежал этот дворец до 1918 года, – это род русских купцов и промышленников, корнями уходящий далеко в глубь истории. Это выходцы из Новгородских и Поморских зажиточных крестьян, занимавшихся соляным и пушным промыслом. А позже еще и сталелитейным делом.
Все это приносило очень большой доход, который Строгановы пускали в инвестирование российской экономики. Так, в частности, ими были вложены огромные средства в освоение Сибири Ермаком.
Исторически же этот род был известен не столько с основателя Аникея Федоровича (1488-1570), сколько с Григория Дмитриевича (1656-1715), который был известен тем, что финансировал строительство кораблей для молодого российского флота во времена Петра Великого и был одним из сподвижников царя. Он так же предоставил в казну в 1700-1721 годах значительные средства в ходе ведения Северной войны.
За заслуги перед Отечеством Петр Первый пожаловал Строгановым баронский титул, а так же шесть раз выделял Григорию Дмитриевичу наделы земли, коих к его кончине в 1715 году в распоряжении рода стало более шести с половиной миллионов десятин. Долгое время земли эти и другое имущество оставались неделимыми. Лишь в 1740 году начался раздел этого баснословного наследства на три почти равные доли для трех сыновей Григория Дмитриевича.
Один из сыновей Сергей Григорьевич и стал владельцем земель, на которых впоследствии построил родовое имение – Строгановский дворец в Санкт-Петербурге. Он и стал основателем петербургской ветви фамильной династии.
Именно об этой ветви рода Строгановых и будет дальнейший мой рассказ.
Как строился Строгановский дворец
В двадцатых годах восемнадцатого века на этом месте стояли лишь двухэтажные палаты, принадлежавшие семье Строгановых. Первый этаж занимали различные служебные помещения и всевозможные управленческие конторы их семейного бизнеса. Предположительно эти палаты были построены под руководством архитектора Михаила Григорьевича Земцова, представителя раннего русского барокко.
В 1742 году барон Строганов купил прилегающий недостроенный двухэтажный дом и предложил Франческо Растрелли взяться за строительство родового дворца, объединив три строения воедино. Это два дома по Невскому проспекту и один по набережной реки Мойки.
Здесь надо уточнить, что Растрелли был придворным зодчим и не брался за частные заказы. Однако по настоянию императрицы Елизаветы Петровны не только с интересом взялся за дело, но и даже поселился у Строгановых по приглашению барона на время проведения строительных работ.
По разным документам даты постройки этого здания разнятся. Официально принято считать, что дворец строился с 1753 по 1754 год. Но существуют некоторые письма, где говорится, что все былые постройки пострадали во время пожара в ноябре 1753 года, и лишь после этого был возведен новый дворец в кратчайшие сроки.
– Не может быть! Даже используя современные технологии, технику и материалы, так быстро дома не строятся. А в то время – это просто фантастика, – возмущенно воскликнула Людмила.
– Да, но стоит учесть, что финансирование строительства этого грандиозного дворца с его богатой отделкой экстерьера и интерьеров было практически неограниченным. Таким образом, неудивительным становиться и факт столь быстрого завершения работ.
К тому же, перед Растрелли была поставлена задача не возвести дворец с нуля на новом месте, а достроить к существующим уже строениям третий этаж, объединив при этом все здания в единый гармоничный ансамбль.
Судя по летописям того времени уже осенью 1754 года празднуется новоселье в передней части дворца, обращенной к Мойке. На этом торжестве присутствовала сама императрица Елизавета Петровна, что еще раз подтверждает приближенность рода Строгановых к царскому двору. Пораженная красотой и изысканностью интерьеров дворца, императрица даже изъявила желание отпраздновать здесь свой День Рождения…
– Я хочу рассмотреть все поближе, – перебила Людмила рассказчика.
Артем взял девушку под руку и повел через Зеленый мост по направлению к дворцу.
– Хоть главным фасадом считался тот, что обращен к реке, ни одного входа с этой стороны здания не было во избежание затоплений при частых наводнениях. Парадный вход был расположен во дворе, въезд в который находился со стороны Невского проспекта.
Фасад, обращенный к Невскому проспекту, зрительно разделен на три части. Нижний этаж здания оформлен рустом и предназначался для прислуги. На втором этаже расположились парадные залы, а на третьем – жилые апартаменты семьи Строгановых и гостевые комнаты для высокопоставленных особ.
Эти этажи, объединенные большими колоннами и пилястрами, имеют богатую скульптурную отделку. Вокруг окон сделаны наличники с барочным рисунком, а центральное окно украшено фигурами кариатид.
Центральную часть здания завершает фронтон, на котором расположился герб рода Строгановых, включающий в себя несколько объединенных фигур. В центре расположен щит с изображением медвежьей головы. Он разделен по диагонали волнистой перевязью с тремя наконечниками стрел. Щит держат по бокам в своих лапах два соболя. А венчает герб баронская корона.
Под фронтоном расположено центральное окно. А под ним сооружена арка, через которую во двор к парадному входу въезжали кареты. Чтобы исключить повреждения углов здания, у арки поставили четыре декоративных столбика с львиными масками.
Въезд с Невского проспекта отделяют массивные дубовые ворота с масками львов. Над ними, на арке, так же размещена голова льва в раковине. Львиный мотив повторяется в уменьшенном виде в каждом сандрике окон парадных этажей.
Фасад со стороны Мойки, выделен четырьмя колоннами и двумя пилястрами по бокам. А под окнами второго этажа сделан балкон, украшенный декоративной решеткой, которая подчеркивает изящество постройки. Двухцветная окраска этой ограды, являясь одним из отличительных элементов барокко, придает ей живописность и выразительность.
Этот фасад так же украшают портретные медальоны. По одной из версий на них изображен хозяин дворца барон Сергей Григорьевич Строганов, которого архитектор решил удивить. По другой же многие историки утверждают, что Растрелли поместил свой профиль, как авторскую подпись. До сих пор достоверно не известно, чей это профиль.
Во внутреннем дворе здания мы можем наблюдать двух гранитных сфинксов, установленных у бывшего парадного входа во дворец. Их привезли сюда с пристани Строгановской дачи. Именно у Строгановского дворца впервые в Петербурге появились сфинксы.
Нужно сказать, что первоначально дворец был Г-образной формы. Но после смерти Сергея Григорьевича хозяином родового имения становится его сын Александр Сергеевич Строганов. Он решил перестроить дворец на свое усмотрение.
По его заказу бывший крепостной рисовальщик, получивший от барина вольную и возможность обучаться за границей вместе с сыном Александра Сергеевича Павлом, достраивает здание, замыкая его в неправильный замкнутый четырехугольник.
Заслуги этого новоявленного талантливого зодчего, Андрея Воронихина, неоценимы в перестройке родового дома Строгановых. По его проектам с 1788 года были переделаны многие помещения и залы по потребностям нового хозяина и его семьи...
Наша парочка уже неоднократно прогулялась вдоль здания и по Невскому, и по набережной Мойки, рассматривая архитектурные элементы. Казалось, что Мила уже запомнила наизусть каждую деталь отделки фасадов, а Артем все рассказывал дальше, не спеша зайти вовнутрь.
– А мы в сам дворец зайдем или будем только вокруг и около гулять? – не выдержала девушка.
– Какая ж ты нетерпеха, Мила, – улыбаясь, ответил молодой человек. – Именно сейчас мы подошли к завершению внешнего осмотра здания, и я собирался пригласить тебя посетить сам дворец.
Интерьеры Строгановского дворца
– Как театр начинается с вешалки, так дворец открывается нам с парадной лестницы. Сейчас мы видим уже перестроенный вариант, потому как по воле хозяина Александра Сергеевича, сына Сергея Григорьевича, многие интерьеры дворца были перестроены и перенесен парадный вход.
А вообще, за два с лишним века существования дома Строгановых в Петербурге, интерьеры претерпели множественные переделки. Каждое последующее поколение этого рода перестраивали кабинеты и залы под свои нужды, следуя веяниям моды своего времени и своим потребностям.
Сейчас мы увидим уже окончательный вариант всех восстановленных помещений парадного этажа. Но это далеко не все, что есть в Строгановском дворце. Многие помещения еще закрыты для посетителей, нуждаясь в восстановительных работах
Будут ли они реставрироваться или так и останутся навсегда недоступными для посторонних, зависит от администрации Русского музея. На балансе комплекса много объектов, которые нуждаются в реставрации и поддержке. И какой из них важнее, решают руководители этого музейного комплекса.
Парадная лестница
Лестница Растрелли была выполнена так же шикарно и помпезно, как и фасад дворца. Она была отделана мрамором, позолотой и живописью. А вот перестроенная Воронихиным уже выглядит более скромно. Он оформил ее в строгом классическом стиле.
Стены парадной лестницы выполнены в виде дощатого руста, а ажурные чугунные решетки прикрыты перилами из дуба, инкрустированного красным деревом.
На лестничных площадках установлены бронзовые торшеры. Под потолком расположился живописный плафон с росписью под кессоны, а в кровле вырезано окно для естественного освещения.
Новая передняя
Поднимаемся на второй этаж и попадаем в новую переднюю. В прилежащих входу углах расположились две печи. Они украшены зеркалами и лепкой.
В центре зала установлены Минерва и Гений художеств – бронзовая скульптурная группа работы Козловского. Наборный мраморный пол выполнен А. Воронихиным в начале девятнадцатого века. Рисунок, выложенный из камня, являет собой своеобразную визитную карточку зодчего.
Большой танцевальный зал
Из передней проходим в левую дверь и попадаем в великолепное помещение – большой танцевальный зал. По официальной версии это единственный сохранившийся, а не восстановленный интерьер в Петербурге, созданный Растрелли. Настоящая жемчужина архитектуры.
Правда, есть информация, что по последним изысканиям научных сотрудников Русского музея найдены доказательства, что интерьер был несколько изменен Воронихиным, хоть и сохранил всю роскошь растреллевского барокко.
Стены зала декорированы пышной лепкой. Огромные окна в два яруса также имеют богато украшенное обрамление. В простенках установлены зеркала, которые зрительно увеличивают пространство.
На боковых стенах сделаны балконы для музыкантов, опирающиеся на фигуры атлантов. По центру под балконами амуры несут картуш с баронской короной.
А на восточной стене зала красуются, будто вырастающие из лепных барочных орнаментов, кариатиды. Они поддерживают выступающие части карниза. По углам порталов расположились амуры с гирляндами цветов. Над дверями зала разместились живописные полотна из цикла "Подвиги Энея" итальянского художника Антонио Виги.
Живописный плафон занимает все сто двадцать пять метров потолка. Он расписан по настоянию Растрелли итальянским театральным декоратором Джузеппе Валериани, который сумел аллегорическими сюжетами изобразить духовное наследие отца – Сергея Григорьевича своему сыну Александру.
Отец мечтал воздвигнуть в Петербурге главный православный храм, но понимал, что его жизни не хватит на исполнения своей мечты. Поэтому исполнение ее он завещает своему сыну, надеясь вернуть его из-за границы на родину.
Спустя много лет, уже на закате своей жизни Александр Сергеевич осуществляет мечту отца. По его волеизъявлению зодчими Димерцовым и Воронихиным воздвигается Казанский собор, купол которого можно видеть из окна кабинета Александра Строганова.
– Какая красота! У меня аж дух замирает, – восхищенно промолвила Людмила.
– Да… Работы Растрелли восхищают всех уже на протяжении нескольких столетий, – ответил Артем. – Пойдем дальше и полюбуемся творением бывшего крепостного, самородка Андрея Воронихина, не менее талантливого зодчего…
Малая гостиная
Малая гостиная принадлежала Павлу Строганову, сыну Александра Сергеевича. Стены в ней облицованы искусственным мрамором. Два зеркала расположены напротив друг друга, что зрительно расширяет пространство помещения.
Украшают малую гостиную десять фигурных барельефов, расположенных в полу-циркулярных люнетах падуги. В этих скульптурных сценах использованы сюжеты античной мифологии. Плафон обрамлен повторяющимся растительным узором и украшен фигурными композициями на античные мотивы.
Большая гостиная
По фотографиям из семейного альбома Строгановых восстановлена нарядная и светлая большая гостиная. Интерьер ее выполнен в духе эклектики второй половины девятнадцатого века.
От прежней отделки сохранились лишь камин, люстра и двери из красного дерева. По фото заново набран художественный паркет, воссозданы резные рамы для зеркал и карнизы, а также лионский шелк с цветами, заключенный в позолоченные рамы.
В центре большой гостиной расположилась скульптура Преданность работы Джозуэ Мели. Собака прижала лапой змею, чтобы та не укусила спящего ребенка. По логике в подобной ситуации змея укусит саму собаку, то есть преданное животное осознанно жертвует собой…
Камин в этой гостиной самый эффектный во дворце. Он украшен драгоценными плакетками. А по бокам стоят на бронзовых треножниках мраморные вазы.
Греческая комната
Греческую комнату обнаружили при реставрации. Интерьер типичен для позднего классицизма. Стены облицованы искусственным желтым мрамором. Барельефы многофигурные с использованием сюжетов античной мифологии. Паркет набран из палисандрового и пальмового дерева.
Мраморный камин украшает греческую комнату. Центральную часть его занимают целующиеся путти. По бокам расположились еще два маленьких амурчика, поддерживающих мраморные цветочные гирлянды. У противоположной стены установлены бюсты Андрея Воронихина и его супруги Марии Федоровны.
Большой кабинет Софии
Большой кабинет Софии Владимировны, жены Павла Александровича, первоначально был ее живописной мастерской. Здесь расположился мраморный камин в стиле второго рококо.
Верхняя часть кабинета украшена А. Воронихиным слепками с рельефов из храма Антонины и Августины в Риме. В настоящее время экспозиция в этом помещении посвящена войне 1812 года.
Малый кабинет Софии
Малый кабинет Софии когда-то принадлежал графу Павлу Строганову и служил ему библиотекой. После его смерти помещение заняла вдова София Владимировна. Интерьер кабинета сохранил первоначальный замысел А. Воронихина, который задумал его, как античный храм.
Гранитная ваза с позолоченной отделкой установлена за колоннами коринфского ордера из искусственного мрамора. Это подарок от комиссии по строительству храма графу Александру Строганову в память о возведении Казанского собора.
В кабинете есть камин из темно-зеленого змеевика. А на стенах можно увидеть портреты представителей семьи Строгановых. Потолок выполнен в виде ложного кессонного свода, украшенного розетками и орнаментальной росписью под лепку.
Главное украшение кабинета – полукруглый люнет с рельефом «Иван Грозный поит своего воина». Его выполнил на конкурс, предложенный студентам Императорской Академии художеств, Алексей Воронихин – племянник зодчего Андрея Воронихина.
Зал с дубовым камином
– А мы вон тот зал прошли мимо и не заглянули в него, – указала Людмила на дверь, к которой подходили наши экскурсанты.
– Именно в него мы сейчас и направляемся, – с улыбкой ответил Артем. – Это зал с дубовым камином. Его еще называют охотничьим. Но подлинное название зала установить не удалось.
Он посвящен исключительно охоте и лошадям, которых очень любил Сергей Александрович – правнук Павла Александровича. Именно для него и создавался интерьер зала. Здесь представлены скульптуры на тему охоты и картины с изображениями животных. Большей частью это лошади и собаки…
Рассмотрев скульптуры и картины зала, наша парочка возвращается в переднюю и из нее переходит в правую дверь, направляясь в северное крыло.
Парадная столовая
– А это знаменитая парадная столовая или угловой зал. Его еще называют залом-загадкой. Он кажется громадным, а на самом деле совсем небольшой площади. Эффект пространства создается пятиметровыми зеркалами, расположенными по противоположной от окон стене.
Они соединены между собой полуколоннами. А в промежутках между колонн закреплены полу-люстры. Это создает иллюзию продолжения зала, зрительно увеличивая его вдвое.
Потолок столовой выполнен в виде плафона с росписью кессонами и розетками. Раньше посреди зала стоял большой круглый стол. Именно в этой столовой проходили знаменитые воскресные обеды, на которые мог прийти любой желающий горожанин.
Единственным условием для посещения такого обеда был чистый и опрятный внешний вид. Существует легенда, что на каждый обед много лет приходил один незнакомец. Его многие завсегдатаи знали в лицо, но никто не знал, кто это.
И лишь тогда, когда этот посетитель не явился на очередной обед, стали узнавать, что это за человек, и что с ним случилось. Оказалось, что таинственный завсегдатай открытых строгановских обедов однажды внезапно умер по пути к дому Строгановых.
Кстати, именно в этой столовой впервые было предложено гостям блюдо с загадочным названием бефстроганов. Его придумали личные повара семьи Строгановых.
Кстати, интерьер столовой, как и многие помещения дворца, был изменен Андреем Воронихиным по заказу Александра Сергеевича. Это было сделано в спешном порядке к свадьбе сына – Павла Александровича.
Старая передняя
За столовой идет старая передняя. Сейчас здесь представлена коллекция предметов русского ампира. Образцы из Гурьевского сервиза, выполненного по заказу Александра Первого на Императорском фарфоровом заводе.
У стены стоит уникальное кресло. В витринах предметы прикладного декоративного искусства, настольные украшения, барельеф и канделябр.
Зал Гюбера Робера
Далее идет зал Гюбера Робера. Он был задуман Александром Сергеевичем Строгановым. В поездках по Франции граф познакомился с художником Гюбером Робером и заказал ему ансамбль из шести полотен.
Интерьер зала не сохранился, картины Робера сейчас находятся в собрании Эрмитажа. А в зале в настоящее время устраивают временные выставки.
Арабесковая гостиная
За этим залом следует арабесковая гостиная. В ее оформлении использованы копии с фресок Рафаэля его учеников. Их еще называют Рафаэлевскими лоджиями. Оригиналы находятся в Ватиканском дворце.
Их мотивы были популярны в европейских дворцах конца восемнадцатого века. Лоджии Рафаэля пожелала иметь в своем дворце и Екатерина Вторая. Именно для нее делались эти копии. Опасаясь крутого нрава императрицы, их сделали в двойных экземплярах.
Вот второй комплект и купил Александр Строганов. Но при жизни граф не успел полностью реализовать свой замысел. Создание арабесковой гостиной стало делом его невестки Софии Владимировны уже после его смерти.
Но Строгановы смогли установить у себя лишь часть ансамбля, так как отведенное для этого интерьера пространство было меньше лоджий Рафаэля. А конструкция дома не позволила сделать купол на потолке, который остался плоским и без росписи.
Фрески на стенах были дополнены декоративными композициями над зеркалами и дверями. Гостиную также украшают две мраморные скульптуры философов в античных тогах.
Минералогический кабинет
Завершает северное крыло минералогический кабинет. Он считается одним из шедевров русской архитектуры восемнадцатого века. Выполнен по заказу хозяина Андреем Воронихиным, вернувшимся из заграничного обучения, где провел несколько лет с сыном Александра Строганова – Павлом.
Кабинет этот двухъярусный. Первый ярус предназначен для хранения богатейшей библиотеки графа Александра. А на втором ярусе расположилась его знаменитая коллекция минералов.
А. Воронихин спроектировал не просто кабинет, а настоящий храм. Купол кажется невообразимо высоким из-за иллюзорности мастерской росписи. На парусах купола размещены эмблемы наук и искусств. В люнетах сцены из библии.
Аллегорические барельефы изображают стихии земли, огня, воды и воздуха. В шкафах с позолоченными створками стоят книги девятнадцатого века. А вот книжное собрание Строгановых сейчас находится в Российской Национальной библиотеке и в Эрмитаже.
В наше время и некоторые образцы минералов из коллекции графа представлены здесь же. А сама коллекция была передана в Минералогический музей. В кабинете есть потайная дверь, замаскированная под книжный шкаф. Она ведет на верхний ярус самого кабинета и в картинную галерею – детище Александра Сергеевича.
Картинная галерея
– Какая же все-таки красота во всех этих залах и кабинетах! У меня просто не хватает эмоций и слов передать то, что я чувствую, – восхищенно воскликнула Людмила, непроизвольно взяв руку Артема.
– Ну, это же не какой-то помещичий дом где-нибудь в глубинке. Это дворец богатого мецената и почитателя различных искусств. К тому же приближенного к царскому двору, – ответил молодой человек своей подруге. – Как говаривали, «выше только царь», имея ввиду амбиции и возможности этого рода…
– Не отвлекай от темы, Мила, а то потеряю ход мысли. Продолжим обход и пойдем смотреть жемчужину дворца, – вернулся Артем к своему рассказу.
Как-то в своих заметках о Строгановых Александр Бенуа записал:
Если у дворцов есть душа, то у Строгановского дворца эта душа – картинная галерея.
Александр Сергеевич был ценителем не только наук, но и искусств. За свою жизнь он собрал шикарную библиотеку, большое количество редких минералов и богатую коллекцию живописных полотен. Именно для размещения всего, выше перечисленного, он и повелел своему зодчему оборудовать минералогический кабинет и построить картинную галерею.
Места во дворце не хватало для выставки всех картин графа. Поэтому Андрей Воронихин пристраивает восточное крыло. В нем-то и расположилась картинная галерея Строгановых, занимая весь второй этаж. Именно здесь Александр Сергеевич проводил занятия по живописи с воспитанниками Императорской Академии художеств, президентом которой он был.
Галерея была открыта для всех любителей искусств, являя собой своеобразный музей живописи. Здесь бывали известные в то время живописцы, скульпторы, писатели и поэты.
Помещение было восстановлено по сохранившимся акварелям Андрея Воронихина. Оно разделено на три части, отделенные между собой колонами, облицованными искусственным мрамором. Центральная часть отводилась для коллекции картин, и представляет собой зал с пологим кессонированным сводом. Справа и слева от нее расположены лоджии с небольшими куполами.
Стены картинной галереи в настоящий момент украшены полотнами преподавателей Академии художеств, приглашенных из Европы и копиями известных картин, выполненными русскими мастерами живописи. Тут же расположен и посмертный портрет кисти А. Г. Варнека хозяина дворца – Александра Сергеевича, который и создал этот своеобразный музей.
Граф изображен сидящим в своем кабинете в костюме кавалера ордена Святого Андрея Первозванного с развернутым планом Академии Художеств. В окно виден Казанский собор, явившийся венцом деяний этого русского мецената и покровителя искусств.
В этом достаточно большом зале, занимавшим почти все восточное крыло дворца, стоят два камина, закрытых экранами. На них расположены полотна с изображением любимых собак семьи – это спаниель Мутон и белый пудель Мустафа. Эти экраны являются единственными подлинными произведениями, вернувшимися на свое место.
Картинная галерея – одно из лучших творений Андрея Воронихина. Ее украшают два барельефа. На одном из них женская фигура – аллегория живописи. На втором – композиция, символизирующая скульптуру.
В центре восточной стены галереи планировалось большое окно с видом на Казанский собор. Но по какой-то причине эта задумка хозяина не была реализована. И лишь из своего кабинета Александр Сергеевич мог любоваться в окно куполом своего последнего детища. К сожалению, он умер всего через несколько недель после постройки собора.
Ресторан «Русский ампир»
– Ты мне уже все показал и рассказал, – обратилась Людмила к Артему. – Но гложут меня смутные сомнения, что повествование еще не окончено.
– Ты права, Мила, – ответил молодой человек. – Завершение моего рассказа еще впереди.
Оставили Строгановы свой след и в кулинарии. Как я уже говорил ранее, во дворце регулярно устраивались различные приемы, балы и открытые обеды. Самые изысканные блюда подавались здесь к столу. Такого разнообразия блюд, пожалуй, не было ни в одном доме Петербурга.
Александр Сергеевич слыл большим гурманом, при этом был весьма радушен и гостеприимен. Огромный штат высококлассных поваров трудились на кухне дворца, пытаясь каждый день удивить графа новым блюдом.
Именно здесь появилось всем известное блюдо «бефстроганов». И не случайно я спросил тебя утром про него. На первом этаже южного крыла дворца сейчас расположен ресторан «Русский ампир», в котором я заказал столик на двоих, желая устроить для тебя сюрприз...
Тем временем наши экскурсанты вышли из дворца и направились через арку во внутренний двор строения.
– По центру двора раскинулся стеклянный шатер – патио. Именно на этом месте во времена Александра Сергеевича был небольшой садик, где граф угощал бесплатными обедами учеников Императорской Академии художеств, посещавших занятия в его картинной галерее.
Как уже было сказано в начале экскурсии, первые этажи дома использовались прислугой и большой художественной ценности не имеют. В наше время в северном крыле в этих помещениях разместилась еще парочка небольших культурных объектов. Это Музей шоколада и Выставка восковых фигур. Мы посетим их как-нибудь в другой раз.
Сейчас же мы обогнем патио и пройдем в ресторан. Его название не случайно. Ампир – это архитектурный стиль, который появился во Франции. Русские архитекторы заимствовали основы этого направления и привнесли в него русский колорит и самобытность, тем самым по праву стали называть его русским ампиром.
Ресторан с таким же названием, в который мы идем, по праву считается одним из лучших в Петербурге. Он насчитывает пять великолепных залов, оформленных в этом величественном стиле.
В меню ресторана входят блюда, которые готовятся по рецептам поваров графа Александра Сергеевича Строганова. Кроме того здесь нередко проводятся вечера с участием приглашенных деятелей искусства и культуры. В такие дни ужины в ресторане сопровождаются живой классической музыкой.
Поколения Строгановых, владевшие дворцом
Пока наша парочка, расположившись за столиком в ресторане, ожидала горячее, Артем продолжил свой рассказ:
– Для завершенности нашей сегодняшней экскурсии осталось рассказать о поколениях Строгановых, владеющих этим дворцом и о судьбе самого дворца после 1917 года.
- Барон Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756)
Итак, еще раз вспомним главных и значимых владельцев, о которых мы уже говорили ранее. Первым владельцем дома Строгановых был барон Сергей Григорьевич, который переехал из Москвы в Петербург и построил свой родовой дом.
- Граф Александр Сергеевич Строганов (1733-1811)
Вторым и самым значимым владельцем был его сын барон, а после женитьбы граф Александр Сергеевич. Он продолжил дело отца в области коллекционирования предметов искусства и меценатства. Перестроил часть апартаментов и парадных залов и достроил дворец, замкнув четырехугольник. Венцом его творений стал Казанский собор.
- Граф Павел Александрович Строганов (1777-1817)
После смерти графа владение перешло его сыну Павлу Александровичу. Он так же перепланировал несколько помещений, но не успел воплотить все свои планы в жизнь из-за ранней кончины.
Но нужно отметить, что Павел не унаследовал от отца тяги к искусству. Его поприщем стала военная карьера. Участвовал в войнах со Швецией, Турцией и в Отечественной войне 1812 года, где был уже в звании генерал-лейтенанта.
А вот его единственный сын, наследник рода Александр Павлович, в той же войне с Наполеоном в 1814 году трагически погиб в битве при Краоне. Павел же от такой потери вскоре сам оказался на смертном одре. Не сумев оправиться от горя, в 1817 году он умирает.
- Отступление
К этому моменту рассказа официант принес заказ нашим клиентам, и повествование несколько замедлилось. Людмила с восторгом разглядывала, незнакомые ей, блюда и советовалась со своим спутником, с которого из них начать свой обед.
Артем с удовольствием рассказал, что из себя представляют, заказанные им, деликатесы. Право выбора же, с чего начать, переадресовал обратно девушке.
Не спеша наслаждаясь изысканной пищей, молодой человек не прекратил свой рассказ, продолжая его в промежутках между сменой блюд.
- Графиня София Владимировна Строганова (1775-1845)
– Поскольку у Павла был только один сын, который мог унаследовать все имущество, его вдова София Владимировна добилась царской грамоты на неразделимость имущества и вступила в права наследования.
В ее планы входило продолжение рода Строгановых, не смотря на то, что она имела и свои собственные владения. София Владимировна предпринимает некие действия и выдает свою старшую дочь Наталию Павловну замуж за четвеюродного брата Сергея Григорьевича Строганова, потомка второй, московской ветви общего рода.
- Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882)
Поскольку муж дочери имел титул барона, вдова Павла расстаралась и получила императорское позволение передать графский титул дочери своему мужу. Так появился граф Сергей Григорьевич Строганов.
Для них во дворце по волеизъявлению Софии Владимировны так же переделывают некоторые помещения. Всеми этими переделками по-прежнему руководит Андрей Воронихин.
Сергей Григорьевич, хоть и был военным и сделал блестящую карьеру на этом поприще, все же продолжил дело Александра Сергеевича, деда своей супруги Наталии Павловны. Он так же не без удовольствия пополнял коллекцию картин Строгановых и занимался меценатством.
С его подачи в России впервые открывается «Школа рисования», ставшая в дальнейшем Строгановским училищем в Москве, известным по всему миру. А сам Сергей Григорьевич занимался ее руководством.
- Граф Александр Сергеевич Строганов второй (1818-1864)
Старший сын Сергея Александр Сергеевич Второй уродился совершенно далеким от искусства и тоже в первой половине жизни делал карьеру военного. Унаследовав от отца страсть к собирательству, создал грандиозную нумизматическую коллекцию, включающую в себя более шестидесяти тысяч экземпляров средневековых и западноевропейских монет.
Последние же годы своей жизни граф Александр и вовсе провел в имении супруги в селе Волышово в Псковской губернии, где выполнял обязанности егермейстера, разводя охотничьих собак, лошадей и занимался устройством охоты для императора. В этом имении он и умер.
- Граф Сергей Александрович Строганов (1852-1923)
С наследниками Александру Сергеевичу не везло. Два сына умерли во младенчестве. В живых остался лишь Сергей, да три дочери. Сергей Александрович уродился и вовсе далеким от искусств, собирательства и светской жизни. Он больше всего любил охоту, собак и лошадей.
Именно в честь его во дворце оформляли комнату с дубовым камином, где все напоминало о любви хозяина к охоте и животным. Детей у Сергея Александровича Строганова не было. Таким образом, петербургская ветка рода закончилась на этом ее представителе.
Вразрез своим предкам граф стал военным моряком. Большую часть жизни Сергей Александрович проводил в имении Волышово со своим отцом. С увлечением занимался разведением охотничьих собак и породистых лошадей.
Хоть он и вступил по праву во владение родовым петербургским домом, участия в его управлении не принимал. А в 1901 году и вовсе закрыл дворец и уехал во Францию. Там в 1923 году и умер последний представитель графов Строгановых.
Судьба Строгановского дворца после 1917 года
В ходе Великой Октябрьской революции Строгановский дворец был национализирован. Но вплоть до ноября 1919 года он был закрыт для кого бы то ни было. 9 ноября 1919 года в здании открыли музей дворянского быта. Просуществовал он до 1929 года и был доступен всем желающим.
В связи с неприятием большевиками всего, что напоминало о прошлой жизни дворян, музей был закрыт. Мебель и утварь, находившиеся во дворце, были проданы с аукциона.
Уникальная коллекция минералов перекочевала в минералогический музей и вместе с ним переехала в Москву. Богатейшая библиотека перекочевала в Публичную библиотеку, а часть ее в Эрмитаж.
В самом здании после закрытия музея расположились различные государственные учреждения. Прискорбно сознавать, что такое отношение к памятникам культуры и архитектуры пагубно сказалось на некогда роскошных интерьерах дворца.
В апреле 1988 года настал звездный час дома Строгановых впервые с момента его национализации. Ленгорисполком принял решение об освобождении помещений этого уникального строения и передаче его в ведомство Русского музея.
С 1991 года начались активные реставрационные работы, которые продолжаются и ныне. Впервые для посещения всеми желающими залы Строгановского дворца были открыты в 1995 году. Официальное же открытие этого филиала Русского музея состоялось в 2003 году.
Итоги экскурсии по Строгановскому дворцу
Оставим наших героев вдвоем за романтическим ужином и подведем итог, пройденной вместе с ними, прогулке, на которой были представлены история и интерьеры Строгановского дворца и его обитатели.
Вот и подошла к концу наша вторая экскурсия по расширяющимся владениям Русского музея. На этот раз мы познакомились с родом Строгановых, известных меценатов и почитателей различных искусств.
Еще раз просмотрим в таблице всех владельцев дворца в хронологической последовательности:
ФИО владельца дворца | Годы жизни | Титул |
---|---|---|
Сергей Григорьевич Строганов | 1707-1756 | Барон |
Александр Сергеевич Строганов | 1733-1811 | Барон / Граф |
Павел Александрович Строганов | 1777-1817 | Граф |
София Владимировна Строганова | 1775-1845 | Графиня |
Сергей Григорьевич Строганов (московский) | 1794-1882 | Барон / Граф |
Александр Сергеевич Строганов (второй) | 1818-1864 | Граф |
Сергей Александрович Строганов | 1852-1923 | Граф |
Мы посмотрели шедевральные творения известных зодчих, которые перестраивали и обустраивали родовой дом – Строгановский дворец. Побывали и внутри этого дворца, полюбовавшись великолепными интерьерами. Познакомились с яркими представителями рода и узнали о трагическом окончании фамилии Строгановых петербургской ветви.
Надеюсь, эта экскурсия была столь же увлекательна и познавательна, как и предыдущая, не смотря на ее продолжительность. А вы захотите прогуляться с нашей парочкой молодых людей и на следующих объектах Русского музея.
Первую прогулку по владениям Русского музея можно посмотреть тут.
Продолжение следует...
Если вам понравилась прогулка, оставьте свой комментарий и поделитесь с друзьями в соц. сетях.
Оставить комментарий