В первой части серии заметок я хочу вам рассказать, как появился и развивался в России Русский музей Александра Третьего вплоть до восьмидесятых годов двадцатого века. Этот объект сейчас является одним из крупнейших в мире музейных комплексов. Начиналось же все с малого.
Рождение этой жемчужины в нашем Отечестве играло высочайшую роль в накоплении, сохранении и приумножении наилучших произведений искусства Российской Империи. Рассказ об уникальном музейном комплексе правильнее всего начать с небольшого экскурса по истории возникновения города Санкт-Петербург, а затем уж, и самого Русского музея, получившего впоследствии имя императора Александра Третьего.
“Музей – есть зримое, божественное многоголосье, звучащее в веках!”
Святослав Рихтер
Рассказать об этом удивительном комплексе в одной статье будет очень проблематично, ведь со дня основания музей претерпел грандиозные изменения. Границы его расширились, экспозиции многократно умножились. Поэтому повествование о крупнейшем музейном комплексе целесообразно поделить на несколько этапов развития.
Как я уже говорила выше, в первой части речь пойдет о рождении жемчужины – Русского музея Александра Третьего и о развитии объекта культуры и искусства до периода расширения в конце двадцатого века.
Повествование будет в непривычной для многих форме – пересказ истории устами литературных героев, то есть чередование исторических фактов с художественным вымыслом автора.
Приглашение на прогулку к Русскому музею
Закончив с домашними делами, Людмила присела на любимое кресло у окна и задумалась. Через ажурный тюль в комнату заглядывали ветви рябины, растущей под окном. Сквозь осенние листья пробивались лучи солнца, освещая тяжелые грозди с красными ягодами.
Залюбовавшись мягкими красками осени за окном, девушка не сразу услышала телефонный звонок. Нехотя оторвалась от созерцания и взяла смартфон в руки. На дисплее высвечивалось «Артем».
– Привет, Артем! Ты, как всегда, вовремя, – с улыбкой в голосе произнесла Мила, ответив на вызов.
– Привет, Людмила! Я всегда знаю, когда тебе звонить, – не без иронии ответил молодой человек. – Ты ведь сегодня выходная? Или я ошибаюсь?
– Ты, как ни странно, никогда не ошибаешься, – также улыбаясь, продолжила девушка, – я уже закончила с домашними делами.
– Прекрасно! Значит, встречаемся у «Гостинки» на углу Невского и Садовой через час. Ты успеешь?
– Да, думаю, успею...
Положив смартфон на стол, Людмила посмотрела на термометр, висевший на окне со стороны улицы. «По-летнему тепло, хотя уже начало октября» – подумала девушка, оценивая показания прибора.
Она вышла на кухню, сделала себе пару бутербродов и налила кружку молока. Присела за стол, чтобы подкрепиться перед наметившейся прогулкой. Не спеша, поглощая бутерброды с молоком, Мила обдумывала предстоящую встречу. Какая история ожидает сегодня? Что нового приготовил для прогулки Артем?
Подкрепившись, девушка быстро переоделась и вышла из дома. Дойдя до станции метро, Людмила спустилась в подземку и поехала к Гостиному двору. Прибыв на нужную станцию и встав на эскалатор, она вновь задумалась. В голове сами собой зазвучали строки любимого поэта:
Унылая пора, очей очарованье.
Приятна мне твоя печальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В
багрец и золото одетые леса.
– Что это я? Не думаю, что снова про Пушкина будет рассказ. Вроде место для встречи не очень располагает к мыслям о нем, – подумала девушка.
На выходе ее уже ждал молодой человек.
– Добрый вечер, Мила! Тебя сегодня ожидает увлекательнейшая прогулка по городу, – с хитрой улыбкой встретил подругу Артем, – Люблю тебя, Петра творенье! – пафосно продекламировал юноша и потянул девушку за руку к подземному переходу.
На ходу, не обращая внимания на прохожих, он начал свой рассказ без всяких пояснений и переходов, к чему Людмила уже привыкла за время знакомства с этим интересным человеком.
История зарождения Русского музея
– А ты знаешь, что с самого начала образования Санкт-Петербурга, с момента заложения первого камня в 1703 году, городу было предначертано великое будущее. «Прорубив окно в Европу», царь Петр постарался, чтобы это «окно» было по-царски шикарным. Ведь рождался не просто град Петра, возводилась столица Российской Империи.
Для строительства были привлечены лучшие зодчие Европы, которые наполнили улицы града великолепными дворцами и соборами. Из казны выделялись огромные средства для организации этой грандиозной стройки века.
Потомки Петра, следуя примеру своего прародителя, всячески приукрашивали город в тон, заданный самим Петром Первым, и для постройки своих дворцов также приглашали лучших зарубежных зодчих.
Михайловский дворец, к которому мы сейчас направляемся, не был исключением. Он является главной фигурой комплекса Государственного Русского Музея.
Михайловский дворец
– Так мы сегодня идем в Русский музей?
– И да, и нет... Не перебивай, пожалуйста. Лучше внимательно смотри по сторонам и слушай...
Поднявшись из подземного перехода, молодые люди направились по Невскому проспекту в сторону канала Грибоедова. Вскоре они подошли к Михайловской улице и повернули на нее. Впереди виднелась Площадь Искусств, в центре которой стоял известный во всем мире памятник Пушкину.
– Так значит, мне не зря вспомнились в пути строки Александра Сергеевича, – с восхищением промолвила Мила, – а я думала, что сегодня о нем речи не пойдет.
– Ну как же мы без Пушкина? – усмехнулся Артем, – Пушкин и Петербург неразделимы. Смотри и слушай дальше.
Бронзовая четырехметровая скульптура твоего любимого поэта установлена на четырехметровый пьедестал и расположена, как ты видишь, лицом к Невскому проспекту. Этот памятник создали архитектор Василий Петров и скульптор Михаил Аникушин. Он великолепно виден в створе Михайловской улицы. Великий поэт взмахом руки как бы приглашает нас окунуться в мир прекрасного.
За спиной Александра Сергеевича виднеется красивое и интересное монументальное здание, представляющее собой вершину классицизма девятнадцатого века. Фасад дворца украшен восемью колонным портиком. Именно здесь и располагается главный объект одного из самых крупных музеев мира – Государственный Русский музей.
Это и есть Михайловский дворец. Он был построен в 1825 году для Великого князя Михаила Павловича Романова, младшего брата Александра Первого.
Среди королевских дворцов Европы он единственный в своем роде.
Так писали современники об этом великолепном творении знаменитого зодчего Карла Росси. Дворцу суждено было стать центром культурной жизни столицы. Здесь бывали все знаменитости Санкт-Петербурга: художники, музыканты, поэты, писатели, актеры и ученые.
Многочисленные приемы и балы, инициатором которых была супруга хозяина дворца Великая княгиня Елена Павловна, собирали в великолепных залах весь цвет русской и европейской творческой интеллигенции. Княгиня, кроме своей обворожительной красоты, обладала редким умом, образованностью и различными талантами. Была эта великая дама всегда весьма гостеприимна и весела, являясь душой таких собраний.
Покоренный ее привлекательностью, Карл Брюллов даже отложил на некоторое время свое грандиозное полотно «Последний день Помпеи», чтобы написать портрет Великой княгини с дочерью Марией в 1830 году.
Именно в это время зарождались первые коллекции произведений русского искусства. Уже тогда царствующие особы и лица, приближенные к ним, начали собирать по крупицам шедевры русских художников, скульпторов, ювелиров, писателей и поэтов у себя во дворцах, имениях и поместьях.
Идея создания общенационального музея возникла в русском светском обществе после Отечественной войны 1812 года. Первоначально этот вопрос обсуждался в царской семье. Но Александру Третьему не суждено было воплотить эти планы в жизнь.
Только после его кончины император Николай Второй издает именной высочайший указ об учреждении «Русского Музея Императора Александра Третьего» и о предоставлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми его флигелями, службами и садом.
Было это не столько царской прихотью Николая или завещанием его батюшки Александра, сколько назревшим к тому времени волеизъявлением самого общества, понимающего необходимость создания музея, имеющего государственное значение и собирающего в себя наилучшие произведения искусства Отечества.
После подписания сего Высочайшего Указа 14 апреля 1895 года Михайловский дворец начал свое перевоплощение в один из самых крупных музейных комплексов мира. В течение трех последующих лет интерьеры были несколько изменены для удобства показа выставленных в залах произведений скульптуры, живописи, иконописи и народного творчества.
Лишь 19 марта 1898 года двери Русского музея Александра Третьего были открыты для посетителей. В основу первых коллекций вошли произведения искусств, взятых из дворцов и поместий, а также из Эрмитажа и Академии художеств. Многие шедевры были переданы в дар меценатами, а какие-то проданы по весьма умеренным ценам.
Николай Второй собственноручно передал в дар музею свою уникальную коллекцию древних икон. К открытию музейного комплекса в собрании имелось более шести тысяч экспонатов, включающих картины, скульптуры, рисунки, акварели, гравюры и предметы декоративно-прикладного искусства.
– Мы так и будем здесь стоять? – удивленно спросила Людмила у своего спутника, осматривая сквер вокруг памятника и ограду, отделяющую их от Михайловского дворца. – Я думала, мы в музей идем.
– Ну… Можем и в музей, если хочешь. Но я хотел предложить тебе прогулку по, прилегающему к музею, Михайловскому саду и полюбоваться не картинами, а живописными уголками сада и некоторыми архитектурными шедеврами, которые являются неотъемлемой частью Русского музея.
– Здорово! Погода сегодня великолепна и больше подходит для прогулок. А вот в дожди, которые скоро зарядят, можно и на картины со скульптурами полюбоваться.
– Я тоже так думаю, – улыбаясь, согласился Артем. – Пошли дальше, у меня еще много чего есть рассказать.
Михайловский сад
Молодые люди взялись за руки и пошли по Инженерной улице в сторону Садовой мимо здания этнографического музея. Дойдя до перекрестка, они повернули налево. Артем не умолкал всю дорогу, рассказывая историю родного города.
– Мы сейчас направляемся к Михайловскому саду, который прилегает с задней стороны к одноименному дворцу. Этот зеленый уголок тоже имеет свою, весьма интересную историю. И обрати внимание на замок, расположившийся справа от нас. Это Инженерный замок или по-другому Михайловский. О нем будет рассказ позже, ведь к нашей сегодняшней прогулке он отношения пока не имеет.
Итак, вернемся к первоначальной теме. Сад этот гораздо старше самого дворца. До основания города эти земли принадлежали какому-то шведскому вельможе. В честь разгрома шведов Петр Первый повелел построить на этом месте дворец и разбить вокруг здания сад. Само собой, это все выполнили с царским размахом.
Впоследствии Петр подарил этот дворец и прилегающий сад своей супруге Екатерине Первой (Марте Скавронской). Отсюда и пошло название Царицын сад. А сам дворец получил название «Золотые хоромы».
Гельмут Фохт, немецкий садовник, начал свою карьеру с Царицыного сада. А уже в дальнейшем после смерти Иоганна Эфмана, первого императорского садовника, стал заведовать всеми садами города.
В оранжереях этого сада росли всевозможные экзотические фрукты и овощи, подаваемые к царскому столу. В искусственных прудах разводились редкие рыбы, а для ублажения слуха царицы в заросли выпустили полсотни соловьев, привезенных из средней полосы России.
Взошедшая на трон в 1730 году Анна Иоанновна во время своего десятилетнего правления подвергла Царицын сад кардинальной перепланировке. Весь «овощной огород» был перенесен на место нынешней Мариинской больницы.
Освободившиеся площади было решено разбить под «ягд-гарден» – сад для охоты на зайцев, кабанов, оленей. Остальную же часть сада обустроили в лучших европейских традициях, превратив его в облагороженный парк.
Работами по обустройству Царицыного сада руководил Франческо Бартоломео Растрелли, известный придворный архитектор итальянского происхождения, который создал в России немало дворцов в стиле “барокко”.
При нем в саду появились ухоженные аллеи, вдоль которых стояли изящные мраморные скульптуры. Повсюду разбиты цветники и клумбы. В разных уголках сада построены летние беседки, где в полдень можно отдохнуть в тени.
На берегу реки Мойки было построено большое здание бань с круглым салоном, парадными комнатами для отдыха и фонтаном. С этого момента Царицын сад стал публичным, сменив значение с практичного (выращивание фруктов, ягод, рыбы) на декоративное и развлекательное.
– Давай присядем, отдохнем немного, а то, как я подозреваю, нам еще долго ходить, – перебила рассказчика Людмила.
– Ну что ж, присядем, я могу и сидя рассказывать, – подмигнув спутнице, ответил Артем.
Молодые люди к этому моменту уже вошли на территорию сада и шагали по тихой аллее, вдоль которой стояли симпатичные кованые скамейки. Удобно устроившись на одной из них, юноша продолжил свой рассказ.
– Императрица заказала Растрелли строительство нового летнего дворца на том месте, где сейчас стоит Михайловский замок. Последний мы с тобой прошли чуть раньше, помнишь, я обращал твое внимание на него. Он на другой стороне Садовой.
Но строительство этого дворца началось лишь в 1741 году, уже при правлении Анны Леопольдовны. Как только его построили, царица со свитой переезжает из «Золотых хором» в Летний дворец.
Это был великолепный деревянный дворец, по-царски украшенный резьбой и скульптурами. Во внутренних двориках имелись небольшие сады. Главный фасад выходил на берег Мойки и Петровский Летний сад. Площадь перед дворцом украшал большой фонтан.
Взошедший на трон Павел Первый, этот «Русский Гамлет», как его называли современники, сносит деревянное здание и на его месте строит для себя Михайловский замок. О нем мы поговорим в другой раз.
В планах Павла было строительство дворца для своего сына. Но планы были нарушены. Император был убит в собственной спальне заговорщиками. Михайловский же дворец, названный в честь сына Павла, был построен Карлом Росси в 1825 году. Именно тогда Царицын сад переименовали в Михайловский.
Супруга Михаила Павловича, княгиня Елена Павловна, приняла участие в обустройстве сада. Были созданы дорожки для верховой езды, выкопаны новые и обустроены старые пруды, сформированы обширные лужайки в английском стиле.
У лукоморья дуб зеленый (в Михайловском саду)
– Ну что, отдохнула? Предлагаю еще прогуляться по саду. Покажу еще одно интересное строение тех времен, – обратился Артем к Людмиле, – Пошли, а то уже скоро темнеть начнет, и ты не сможешь рассмотреть то, что у нас еще впереди по плану.
Поднявшись со скамьи, молодые люди направились по тенистой аллее в сторону Мойки. По пути прошли мимо черешчатого дуба, который выглядел здесь самым старым среди деревьев, а посему стоял обособленно на лужайке, будто подчеркивая свою важность и преклонный возраст.
– Какой старый развесистый дуб, – восхищенно воскликнула девушка, – может, именно его Пушкин представлял, когда писал «У Лукоморья»?
– Ох, и фантазерка же ты, Мила. Мне такая мысль и в голову ни разу не приходила, – отозвался Артем, – Ну, если так рассуждать, то и Лев Толстой именно этот дуб мог описывать в своем романе. Помнишь?
– О да. Андрей Болконский дважды в разное время года сталкивался с этим дубом и ассоциировал себя с ним.
– Ну что, отвлеклись, пошутили, похихикали, – улыбаясь, сказал спутник девушки, – теперь продолжим экскурс по истории. Итак, не уцелели в первозданном виде и «Золотые хоромы» Екатерины Первой.
Павильон Росси – один из первых архитектурных шедевров итальянского зодчего
За два года до постройки Михайловского дворца Карл Росси на их месте воздвиг красивейший павильон, вплотную прилегающий к берегу реки Мойки. В последующем строение назвали Павильоном Карла Росси.
Представляет он собой два помещения, объединенные между собой крытой колоннадой в единый архитектурный ансамбль, дополненный мраморной набережной-пристанью.
К этой пристани причаливали на лодках царственные особы и их свита. В павильоне их ждали накрытые столы с фруктами, сладостями и чаем. Здесь они всячески развлекались, играли в кости и карты, прогуливались по тенистым аллеям сада, прилегающего к набережной.
Полюбовавшись вдоволь красотой павильона, наша парочка направилась вдоль набережной к выходу из сада. Прогулка была хоть и интересной, но достаточно продолжительной. Молодые люди успели проголодаться и невольно ускорили шаг, интуитивно приближаясь на запах съестного.
В северо-западном углу сада, на пересечении Мойки и канала Грибоедова уютно расположился небольшой ресторанчик «Парк Джузеппе». Ароматы итальянской кухни манили наших экскурсантов так, что Артем совсем забыл, о чем еще хотел рассказать своей подруге.
Удобно устроившись за дальним угловым столиком, молодой человек сделал заказ. Пока ожидали горячее, Артем вновь оживился и продолжил свой рассказ.
– Несколько не из той оперы, но не могу не рассказать тебе еще об одном интересном объекте, который мы чуть позже будем проходить мимо, – сказал он, обращаясь к Людмиле, – История этих мест помнит немало и трагических моментов. В память об одном из таких печальных событий был создан монументальный архитектурный объект – собор Спас на Крови.
Собор Вознесения Христова (спутник Михайловского сада, отступление)
Расписные и золотые купола Собора Воскресения Христова видны издалека. Это православный одно престольный храм, который в народе называют Спасом на Крови. Воздвигнуто здание в память Александра Второго, царя-реформатора, царя-освободителя, смертельно раненного на этом месте в результате покушения народовольцев в марте 1881 года.
Расположен этот великолепный Собор на набережной канала Грибоедова (бывший Екатерининский канал), которая примыкает с западной стороны к Михайловскому саду.
Было решено поставить сначала временную часовню, а в дальнейшем, организовать конкурс на лучший проект храма.Часовню под руководством архитектора Леонтия Бенуа построили очень быстро. Уже в апреле 1881 года она была освящена, и в ней начали проходить панихиды.
А вот конкурс растянулся на два года. Участие в нем приняли многие известные архитекторы того времени. Все они представили свои лучшие проекты, но ни один из них не понравился императору.
Александр хотел, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты исконно русской архитектуры, коими обладают русские церкви 16-17 веков. Лишь второй конкурс выявил несколько, достойных внимания, проектов. Среди них была выбрана работа Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия, настоятеля Троице-Сергиевой пустыни.
Однако, и этот проект храма, одобренный императором летом 1883 года, был отправлен на доработку под наблюдением одного из создателей «русского стиля» академика архитектуры Давида Ивановича Гримма. В октябре того же года состоялась торжественная закладка первого камня. Окончательный проект храма был утвержден лишь в мае 1887 года, а строительство затянулось на долгие годы.
Александр Третий, так тщательно выбирающий обличие для этого храма и так ратующий за соблюдение русского стиля, не дожил до окончания строительства. На освящении Собора, которое состоялось в августе 1907 года, присутствовал уже император Николай Второй.
Тридцатого октября 1930 года ВЦИК вынес постановление о закрытии Собора. В последующие годы судьба храма висела на волоске. И даже было вынесено решение о целесообразности разборки здания, но…
Артем сделал многозначительную паузу, подав знак официантке, чтобы получить расчет.
– Так, что же там “но”? – нетерпеливо спросила Людмила.
– Допивай кофе, и пошли дальше, Мил. Обо всем этом лучше рассказывать и показывать. Отсюда, из кафе многого не увидишь.
Рассчитавшись с официанткой, Артем подхватил девушку под руку, и они двинулись в сторону Собора.
– Великая Отечественная война помешала исполнению решения ВЦИК. Как говорится, нет худа без добра, – продолжил Артем свой рассказ. – Во время блокады Ленинграда, ты не поверишь, но в храме был размещен морг.
После войны Малый оперный театр арендовал помещения храма под склад своих декораций. И лишь в 1968 году Собор Вознесения Христова был вновь взят под охрану государством.
С 1970 года храм является филиалом музея Исаакиевский собор. Двадцать лет это уникальнейшее здание стояло в строительных лесах. После долгих лет реставрации 19 августа 1997 года музей-памятник «Храм Спаса на Крови» открыл свои двери для посетителей.
Ажурная решетка Михайловского сада
- А сейчас, обрати внимание, слева от нас с тобой находится шедевр кузнечного искусства, – в голосе Артема были слышны ноты восхищения и уважения к предмету своего рассказа.
Собор Воскресения Христова, хоть и не является одним из объектов Государственного Русского музея, однако, располагаясь своей западной стороной на берегу канала Грибоедова, восточной же углубляется в Михайловский сад, отделяясь от зеленой зоны лишь мостовой.
Чтобы оградить храм от сада, была создана уникальная по качеству исполнения решетка Михайловского сада. Автором проекта ограждения стал Альфред Парланд. Возводили же ограду те же мастера, что строили Спас на Крови.
Кружевную решетку ковали на художественно-строительно-слесарном заводе Карла Винклера. Это высочайшее произведение кузнечного искусства. Переплетенные в узоры, кованые листья и цветы выполнены столь изящно, что кажутся живыми. Каждый сегмент этой решетки незаметно крепится между круглыми колоннами, облицованными красным кирпичом. Всего таких колонн 36.
В центре этого ограждения, напротив храма, расположены ворота, выполненные в том же стиле и навешанные на мощные квадратные колонны с фонарями в виде шаров на навершиях. По центру ворот восстановлен императорский вензель Александра Третьего, выше которого красуется изображение Большой имперской короны.
Изготовленная в «русском стиле» решетка прекрасно сочетается и с архитектурой Спаса на Крови, и с западной частью Михайловского сада, хотя, поначалу вызывала немало критики. Но впоследствии все недовольные признали, что ограда великолепна и гармонично вписывается в этот архитектурный ансамбль.
В советское время это произведение искусства пришло в плачевное состояние. Сначала, в период непримиримости ко всему царскому, с ограждения были удалены короны и императорские вензеля, а потом и вовсе было утрачено более половины деталей.
Благодаря спонсорам и меценатам решетку в наши дни удалось восстановить по чудом сохранившимся чертежам Парланда, и мы вновь можем любоваться этим шедевром кузнечного искусства в его первозданном виде.
– Уму непостижимо! Как можно разрушать такую красоту? – возмутилась Мила, воспользовавшись образовавшейся паузой при внимательном рассмотрении переплетений металлических “кружев”, – Неужели большевики были такими…
– Да нет… Не следует думать, что в советскую эпоху все было, как в небезызвестном гимне, где пелось: «мы весь, мы старый мир разрушим до основанья, а затем…».
Государственный Русский музей минула чаша сия, и он не только не был разрушен, но даже наоборот, собирал в себе все больше и больше экспонатов, имеющих высокую художественную ценность.
Даже в первые годы после Октябрьской революции 1917 года коллекция музея росла и приумножалась быстрыми темпами. В 1925 году собрание насчитывало уже 3 648 картин.
Но еще до революции такую тенденцию роста музейных экспонатов предвидели. К тому же музеем предусматривалось еще устраивать и выставки современных художников.
Корпус Бенуа
В связи с этим в 1910-1912 годах архитекторами Сергеем Овсянниковым и Леонтием Бенуа разрабатывается проект корпуса, примыкающего к западной части Михайловского дворца и выходящего своим восточным фасадом на набережную канала Грибоедова.
Но строительство этого корпуса, теперь имеющего название Корпус Бенуа, затянулось. Закладка первого камня произошла лишь летом 1914 года. А начавшаяся Первая мировая война и вовсе отложила строительство.
Корпус был достроен лишь в 1919 году, и имел первоначальное название Дворец искусств. Предназначался он для устройства выставок современных творческих объединений и общин художников.
В 1932 году в музее создан отдел современного искусства, который и расположили в корпусе Бенуа. После Великой Отечественной войны эти два здания соединены крытым переходом, что позволяет делать экспозиции завершенными, последовательными.
А вот Этнографический отдел Русского музея было решено перевести в самостоятельное учреждение, и с 1934 года это уже Государственный музей этнографии народов СССР, занимающий отдельное здание. Кстати, мы проходили вдоль него в самом начале, двигаясь по Инженерной к Садовой.
К концу восьмидесятых годов двадцатого века в Русском музее, в запасниках скапливается достаточное количество всевозможных произведений искусств, чтобы на государственном уровне подумать о дальнейшем расширении экспозиционных площадей этого музея. Но об этом мы поговорим в другой раз.
Завершение маршрута по владениям Русского музея
- Ну вот и подошла к концу наша первая экскурсия. Она была посвящена рождению российской жемчужины – Русскому музею Александра Третьего. Если ты заметила, мы вновь вышли на Инженерную улицу и стоим перед фасадом Михайловского дворца, главного здания музейного комплекса. Надеюсь, тебе понравилась, рассказанная мной история?
– Да, все было просто потрясающе интересно. Если бы мы пошли просто в музей, я не узнала и десятой части того, что услышала от тебя сегодня.
– А ты и узнала всего лишь историю образования этого удивительного места с петровских времен и развития его до времен советской “оттепели”. Мы обошли с тобой лишь изначальные “владения” музея.
На этом история развития Русского музея не заканчивается, ведь в конце двадцатого века на государственном уровне было решено присоединить к музейному комплексу еще несколько дворцов, включая упомянутый уже Михайловский замок, а также знаменитый Летний сад и даже домик Петра на другом берегу Невы…
Впрочем, думаю, что на сегодня информации я тебе рассказал более чем достаточно. Оставим остальное для наших следующих прогулок по этому замечательному городу, творению Петра!
В завершение прогулки по первоначальным владениям Русского музея хочу предложить еще немного истории о Михайловском саде. Посмотрите познавательный видеоролик. Надеюсь, он вам понравится.
Если вам понравилась прогулка, оставьте свой комментарий и поделитесь с друзьями в соц. сетях.
Оставить комментарий